Дилижан. Город на архитектурном перекрестке
История архитектуры
Дилижан — своеобразное явление в армянской архитектуре и градостроительстве. Отличный и от национального, и от регионального дилижанский стиль сложился буквально за полстолетия и без профессионального вмешательства. Таким же естественным и стремительным образом Дилижан прошел путь от сельской организации пространства к городской.
Современный архитектурный облик Дилижана начал формироваться в XIX веке. Археологические находки свидетельствуют, что организованные поселения были на этом месте уже в эпоху ранней бронзы. Но теперь, увы, можно только предполагать, как они выглядели.
Знания об архитектурных традициях разных эпох рисуют округлые постройки времен куро-араксской цивилизации; каменные мосты и просторные караван-сараи на Шелковом пути; приземистые, поставленные «камень на камень» средневековые жилища. Средневековье оставило по себе и наглядные памятники, но все они находятся в окрестностях Дилижана. А самостоятельная архитектурная история города началась все же около 1830 года.
Новое начало. Первая половина XIX века
К этому времени Дилижан был небольшим поселением — одним из многих, расположенных вдоль реки Агстев, в тесном лесистом ущелье, «по мнению некоторых, самом красивом на Кавказе». Последняя Русско-персидская война (1826–1828) лишила Дилижан почти всего армянского населения, но «возместила» это русским военным гарнизоном. Его присутствие в поселке обещало некоторую безопасность, и скоро на разоренные земли начали переселяться жители окрестных сел.
Постройки местных переселенцев были типичным образцом локальной народной архитектуры. Именно они стали основой для собственного стиля, который мы теперь называем дилижанским.
Общий вид, планировка домов, выбор материалов для строительства в народной, или вернакулярной, архитектуре зависят от природных условий, доступных ресурсов, бытовых привычек и нравственных устоев. В Дилижане первичная застройка представляла собой в основном одно-, полутора-, редко двухэтажные дома, сложенные из нетесаного местного камня: светло-серого базальта и известняка серо-зеленого, голубого и песочного цвета. Кладка характерная, неровная, даже хаотичная: и твердый базальт, и рыхлый известняк очень сложны в обработке.
Оконные и дверные проемы часто перекрывались традиционными для Армении лучковыми или полукруглыми арками. Высокие двускатные крыши, крытые черепицей, продиктованы обилием атмосферных осадков.
Вдоль дворового фасада ставили широкий навес. В полутора-двухэтажных домах его роль выполняла открытая веранда с лестницей: она связывала жилую часть дома и внутренний двор.
Сложный рельеф с резкими перепадами высот предопределил террасное расположение застройки.
Дачная история. Вторая половина XIX века
Одновременно с ростом населения росло внимание к Дилижану как к месту «с целебным воздухом». В поселок в поисках отдыха и оздоровления стали приезжать зажиточные армяне из Тифлиса и Баку. Особенно массовым это явление стало после прокладки хорошей дороги, связывающей Тифлис и Ереван и проходящей через Дилижан. И если раньше «красоты ущелья Делижана» были «редко кому известны», то теперь они стали доступны и популярны.
«Дачники» привезли с собой новые представления о комфортном и красивом жилье. Свои дома они оформляли в привычном им тифлисском стиле. В те годы деревенская застройка ядра Дилижана начала приобретать вполне городской вид.
Дома становились выше, они «обрастали» балконами и галереями-террасами вдоль всего фасада. А главное, разворачивались ими к соседям и прохожим. Для традиционного уклада, при котором жизнь семьи проходила внутри дома и двора, это было настоящим вызовом.
Особенность локального дачного строительства в том, что обычно такое жилье — априори временное, сезонное — стремится к унификации в рамках одной местности. В Дилижане, напротив, дома приобретали индивидуальные черты, соревнуясь своим декором. Ажурная деревянная резьба украшала балконы, карнизы, фронтоны. Самая характерная для Дилижана техника — прорезные «шабаки», повторяющиеся орнаменты и «перфорация».
Тифлисский почерк заметен и в мелкой решетчатой расстекловке веранд.
При этом дилижанский стиль не равен тифлисскому. Последний хотя и задал определенное направление, но был переработан. Большой вклад в этот процесс внесли молокане.
Синтез народных архитектур. Середина — вторая половина XIX века
В 1840-е годы по соседству с Дилижаном обосновалась большая молоканская община. Молокане держались обособленно, но приняли участие в становлении и развитии дилижанских ремесел. В первую очередь это касалось деревообработки. Узорчатые «тифлисские» балконы дополнили уникальные балясины, резные перила, балки и другие крупные деревянные элементы.
Следом за молоканами дилижанцы стали использовать дерево и для подшивки потолков, оформляя таким способом и интерьер, и входные группы.
Изменились кровли дилижанских домов: симметричные двускатные крыши разбавили «неправильные», с изломом.
Самым заметным молоканским штрихом в архитектурном почерке Дилижана стали беленые оштукатуренные стены.
Стилеобразующие элементы дилижанского дома:
- 1. Черепичная кровля;
- 2. Высокая двускатная крыша с изломом;
- 3. Резной карниз;
- 4. Лучковая кладка оконного проема;
- 5. Кладка из рваного природного камня;
- 6. Фрагменты отделки из местного кирпича;
- 7. Оштукатуренная беленая стена;
- 8. Нависающий над улицей балкон-веранда;
- 9. Резные балки;
- 10. Шабак — декорированное ограждение;
- 11. Шушабанд — застекленная часть балкона
Городской каркас. Конец XIX — начало XX века
Одновременно с созданием собственного архитектурного кода Дилижан менялся социально. Среди его гостей было много известных людей из культурной и научной среды, они инициировали события и способствовали мягкому принятию нового.
Большие процессы происходили и внутри собственно дилижанского круга. Некоторые семьи, оставив в прошлом сельскохозяйственные дела, начали заниматься торговлей, искусством, медициной, военным делом. Вырос запрос на образование и культуру, и его уже невозможно было удовлетворить только за счет эпизодических мероприятий для приезжих. В Дилижане появились собственные театр, школа, библиотека.
Местные ремесленники и торговцы не только отводили первые этажи жилых домов под мастерские и торговые площади, но и строили для них отдельные помещения.
Все это отразилось на принципах формирования структуры кварталов. Демографический фактор расселения сменился социально-экономическим, появились общественные зоны разного назначения. Становилась плотнее застройка вокруг торговых объектов. Активность повышалась и в точках с культурно-досуговым наполнением.
К началу XX века в Дилижане уже сформировалось ядро градостроительной системы и ряд тиражируемых городских видов.
«Местечко Дилижан — вроде маленького городка; ряды армянских лавок, мельницы, почта, телеграф, сберегательная касса, много очень своеобразных и красивых деревянных домов с разными галерейками в два яруса, совсем новая церковь… Дилижан — весь в садах, в купах деревьев, весь на скалах и обрывах; он напоминает живописные немецкие городки, спрятанные в лесных ущельях».
И вместе с тем город оставался хорошо вписанным в яркий природный ландшафт. Настолько хорошо, что многие путешественники словом «Дилижан» иногда называли все ущелье. Такая органичная интеграция в природную среду — еще одна особенность Дилижана.
По крайней мере того Дилижана, каким он встретил следующий век — век больших катастроф, перемен, технологического и индустриального прорыва.
Список использованных источников:
В статье использованы фотографии из архива Дилижанского общинного центра https://dilijancommunityarchive.org/ и цитаты из книг «На горах Араратских» (Ковалевский Е. П. и Марков Е. С.), «Зимнее путешествие по горам Кавказа» (Марков Е. С.) и «На Арарат» (Мордовцев Д. Л.).